Рейтинг@Mail.ru
Все не как у людей: опаснейшая угроза России не страшна - РИА Новости, 10.08.2025
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Все не как у людей: опаснейшая угроза России не страшна

© РИА Новости / Изображение сгенерировано ИИИзображение сгенерировано ИИ
Изображение сгенерировано ИИ - РИА Новости, 1920, 10.08.2025
Читать ria.ru в
ДзенMaxTelegram
Россия, которая уже второй год довольно жестко борется с инфляцией, неожиданно столкнулась с обратным эффектом — дефляцией. Каким образом цены, которые только и делали, что росли, стали вдруг резко падать? И почему это явление может быть еще более опасным, чем инфляция?
Статистика свидетельствует: дефляция держится уже три недели подряд. Более того, на третью неделю ее темпы усилились: две недели цены снижались на 0,05%, а на прошлой неделе опустились сразу на 0,13%. В итоге годовая инфляция упала до 8,77% (оценка Минэкономразвития на 4 августа). В прошлом году она была 9,5%, а этой весной превышала все десять.
Флаг России - РИА Новости, 1920, 30.07.2025
Недельная дефляция в России вновь составила 0,05%
Для простого обывателя снижение цен кажется очень привлекательным и желанным явлением. Однако в разрезе государства дефляция является даже более опасным явлением, чем инфляция.
Из-за снижения цен экономика очень быстро может попасть в так называемую дефляционную спираль. Это когда цены продолжают снижаться, а издержки бизнеса — нет. И возникает серьезный дисбаланс. Сотрудники получают все те же зарплаты, по кредитам идут все те же платежи, а население, которое тоже можно понять, начинает покупать все меньше и меньше в ожидании, что вот-вот цены упадут еще и тогда купить можно будет выгоднее. Вот только бизнес все это время несет колоссальные убытки, поэтому ему приходится сокращать зарплаты и в конце концов даже рабочие места — спрос же упал, продукцию или услуги никто не покупает. И вот здесь воронка закручивается окончательно: падение спроса приводит к дальнейшему снижению цен, к еще большим убыткам бизнеса и необходимости еще сильнее сокращать производство и расходы.
Выплыть из этой дефляционной воронки еще тяжелее, чем остановить инфляцию. Потому что для борьбы с ростом цен способ у ЦБ один: повышать ставку, и здесь нет ограничений до какого уровня. Всегда наступает момент, когда деньги становятся настолько дорогими, что спрос автоматически снижается и инфляция тоже. А с дефляцией надо снижать ставку. Но если в стране ключевая ставка уже чрезвычайно низкая? Снижать ее уже просто некуда. Как следствие — эффективных маневров у регулятора для борьбы с дефляцией в разы меньше.
Яркий образец того, как тяжело бывает выйти из дефляционной спирали, — это пример Японии. Она попала в такое состояние еще в 1990-х и десятилетиями не могла из него выбраться. Теперь эти десятилетия называются потерянными. Первые подвижки появились только в прошлом, 2024 году. Тридцать с лишним лет страна жила с не растущими ценами, но в экономической стагнации. Ключевая ставка большую часть времени была отрицательной, и ЦБ не мог ее повысить, чтобы простимулировать деловую и экономическую активность и рост экономики. Это, наоборот, могло ввергнуть экономику в еще более глубокий кризис.
Здание Международного валютного фонда - РИА Новости, 1920, 29.07.2025
МВФ прогнозирует замедление роста российской экономики
Так что за прекрасные низкие цены Япония заплатила сполна. Чтобы хоть немного раскачать свою экономику, она постоянно вводила стимулирующие меры. Но кроме как к раздуванию госдолга в стране до невероятных размеров в 260% ВВП (ведь откуда-то эти деньги надо было брать) это не привело. Просто вместо резкого сильного кризиса, Япония десятилетиями страдала вялотекущей стагнацией.
Только в 2024-м Япония впервые за 17 лет (с 2008 года) решилась поднять ставку и остановила эпоху отрицательных ставок. В этом году она, к удивлению многих экономистов, продолжает повышать ставку. И все с любопытством наблюдают, во что это выльется. Здесь еще интересен момент, что японский регулятор ведет политику вразрез с действиями американского ФРС. Теперь в Японии радуются, казалось бы, простым вещам — например, тому, что в секторе услуг выросли цены, что у компаний увеличилась прибыль, а на рынке труда даже не хватает рабочей силы. Это то, чего давно не было.

В дефляционную ловушку попадала в свое время и Греция — после долгового кризиса 2010-х. А в еврозоне дефляция наблюдалась в 2014-2016 годах из-за падения спроса и низких цен на нефть.
Для России дефляция тоже могла бы стать угрозой, если бы, как ни странно, не высокая ключевая ставка в 18%, которая играет роль противоядия от попадания в дефляционную петлю. Потому что у Банка России даже после снижения ставки с 21% до 18% по-прежнему есть огромное поле для ее дальнейшего снижения и ослабления давления на потребительский спрос. Пока ставка что в 21%, что в 18% для большинства россиян и среднего и малого бизнеса — без разницы. Ни машин, ни квартир под такие дорогие займы никто не захочет покупать, ведь кредитный процент — это ключевая ставка плюс сверху восемь и более процентов.
Россия, в отличие от Японии, может спокойно радоваться дефляции. Такой устойчивый тренд в три недели может вполне убедить Банк России ускорить снижение ключевой ставки уже на следующем заседании, которое состоится 12 сентября. Конечно, ЦБ будет смотреть не только на поведение цен, но и на инфляционные ожидания населения и бизнеса, которые по-прежнему высоки, и на темпы роста ВВП и кредитования. Но три недели дефляции плюс еще несколько недель статистики по ней могут убедить ЦБ снизить ставку уже в сентябре на один или даже сразу на два процента: до 16-17.
Ключевая ставка Банка России - РИА Новости, 1920, 23.10.2025
Ключевая ставка ЦБ России: что это, зачем нужна и на что влияет
К тому же способствовать снижению цен в эти недели может геополитика. Если в результате встречи в конце следующей недели Владимира Путина и Дональда Трампа произойдет улучшение международных отношений, то это будет иметь дезинфляционный эффект. Каким образом?
Остановка военных действий на Украине может привести к снижению расходов бюджета на оборону, пусть и не сразу в больших объемах. А если постепенно будут сниматься санкции и изоляция России, то на внутреннем рынке появятся новые игроки, что усилит конкуренцию и удержит рост цен. Напряжение на рынке труда тоже должно снизиться. Кроме того, от постепенного смягчения санкций может вырасти физически экспорт из России — в том числе наших энергоресурсов. Цены на экспорт тоже обещают подрасти из-за снижения токсичности и снижения скидок, в том числе на нашу нефть. Это приведет к росту экспортных доходов, а следом правительство может вернуться к пополнению резервов. Впрочем, резких и быстрых изменений, конечно, вряд ли стоит ждать. Но, судя по реакции рынков, они подустали и с такой радостью ждут положительного исхода по ситуации, что все возможно.
Все эти процессы будут работать в сторону сдерживания инфляции, поэтому ЦБ сможет тоже выдохнуть и чуть быстрее начать снижать ключевую ставку.
Что касается дефляции, то для России в целом это не такое уж и редкое явление. Оно обычно случается в летние месяцы из-за появления большого урожая овощей, цены на которые падают. На прошлой неделе, например, почти на 11% подешевел картофель, почти на десять — капуста и свекла, более чем на восемь процентов — морковь, на шесть — лук и помидоры и почти на три процента — бананы.

Но понятно, что подешевело далеко не все. Смартфоны, например, подросли в цене на 1,5% из-за ослабления рубля. Но это был наиболее заметный рост цены на прошлой неделе. Осенью фактор большого урожая уходит и бывает, наоборот, всплеск цен. Еще одна причина этого, как правило, в рубле, который исторически тяжело переживает август и сентябрь и слабеет. Но многое в этот раз будет зависеть от геополитики, которая может поддержать российскую валюту.
Владимир Путин и Дональд Трамп - РИА Новости, 1920, 07.08.2025
Встреча Путина и Трампа поможет стабилизации экономики, заявил Дмитриев
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала